Продвижение сайтов   Создание сайтов   Контекстная реклама   Социальные сети

» » Классическая задача оптимизации

Классическая задача оптимизации

Классическая задача оптимизацииКлассическая задача оптимизации — это постановка системы учета эффективности SEO. Проблема многих веб-мастеров — как определить, насколько хорошо оптимизирован сайт, либо как отследить изменения от работы над сайтом с течением времени.

Проблема большинства заказчиков услуг SEO — чего можно ждать от оптимизации, и как оценить качество работы наемного специалиста или фирмы. А также на основании каких данных можно распределять бюджет между поисковой оптимизацией и контекстной рекламой.

Существует простой и наглядный метод оценки эффективности оптимизации — по доле рынка и ее изменению. Начнем с определений.

1. Задача поисковой оптимизации — обеспечить хорошую видимость сайта в поисковых системах по профильным запросам.

2. Видимость сайта оценивается как отношение доли показов, которые обеспечивают ссылки на сайт, попавшие в ТОП-10 результатов поиска, к сумме всех показов результатов поиска по профильным запросам. Этот показатель называется долей рынка.

Теперь подробно по каждому пункту.

Задача поисковой оптимизации

Search Engine Optimization (SEO) — буквально, оптимизация сайта для поисковых машин. Но нередка ситуация, когда заказчик требует от оптимизатора:

  • увеличения посещаемости — что обеспечивается, помимо оптимизации, контекстной и неконтекстной рекламой, рассылками, вирусным маркетингом, пресс-релизами и еще рядом других способов;
  • увеличения продаж — что зависит, помимо оптимизации, от ряда факторов, на которые оптимизатор не может влиять, а само увеличение продаж — проконтролировать.

Конечно, замечательно, когда компания-промоутер берется решать весь круг маркетинговых задач, стоящих перед Интернет-представительством компании заказчика. Но, подыскивая такую фирму, необходимо понимать, что придется раскрыть все данные о своих продажах, вкладывать деньги в полное переоборудование сайта, а потом платить не фиксированную сумму, а долю от доходов, что может оказаться намного дороже самого крутого прайса на обычные услуги по оптимизации — без гарантий.

Поэтому для 99% фирм эффективность работ по SEO намного удобнее оценивать в технических показателях. Лучший объективный показатель, который напрямую коррелирует и с посещаемостью, и с продажами — это видимость сайта в поисковых системах.

Видимость сайта и ее оценка

Видимость иначе еще называют необходимостью, оценкой позиций, положением сайта в поисковых системах. В чем смысл этого показателя и как его измерить?

Разберем это на простом примере. Допустим, ссылка на сайт N находится по запросу «Интернет-реклама» среди первых десяти результатов поиска Яндекса. О чем это говорит? О том, что когда любой пользователь введет запрос «Интернет-реклама» ссылка на N ГАРАНТИРОВАННО будет показана.

Второй вопрос — как часто эта ссылка будет показываться? Очевидно, что количество ее показов равно частоте запроса. В нашем случае, частота запроса «Интернет-реклама» равна 400 обращений пользователей в месяц в Яндекс.

Итак, обеспечив средствами поисковой оптимизации положение ссылки в ТОП-10 Яндекса по запросу «Интернет-реклама», мы добиваемся результата, что приглашение посетить продвигаемый сайт будет показано Яндексом примерно 400 раз в месяц. Фактически, имеем полную аналогию с показами контекстной (поисковой) рекламы, заказанной по словосочетанию «интернет реклама».

Можно попытаться оценить этот результат в деньгах. Лучшее, самое дорогое рекламное место Яндекса — Спецразмещение на поиске — где рекламная информация практически имитирует результаты поиска, стоит $100 за тысячу показов. Баннер или текстовый блок в середине результатов поиска — $40. Покупка контекстной рекламы тоже гарантирует, что ссылка будет показана в случае, когда пользователь задаст нужный поисковый запрос.

Идем дальше. Допустим, нам удалось добиться, что ссылка на продвигаемый сайт оказалась в ТОП-10 Яндекса еще и по запросу «Интернет-маркетинг», частота которого равна примерно 700 обращений в месяц. Финансовая оценка результата оптимизации подскочила уже до $52-130 в месяц, но все ли это запросы, которые нас интересуют? Анализируем третий запрос, четвертый, и так далее.

Как видим, оценка позиций не имеет смысла без оценки запросов. Оптимизация сайта измеряется не в позициях, а в показах, которые обеспечиваются достигнутыми позициями. Но люди интересуются чем-то больше, чем-то меньше. Соответственно, частоты запросов на разные темы и, как следствие, количество показов, которые можно обеспечить с помощью SEO, для разных тем будет сильно различным. Поэтому количество показов как абсолютный показатель неприемлемо. Гораздо удобнее пользоваться относительной величиной.

Назовем сумму частот запросов, при помощи которых люди ищут информацию по тематике какого-либо сайта, объемом спроса на информацию или попросту — рынком. Владелец сайта должен захватить свой рынок, поэтому его успехи в этом занятии отлично будут описываться относительной величиной — той долей рынка, которую он смог завоевать.

Теперь мы знаем все, чтобы сформулировать алгоритм оценки эффективности оптимизации сайта в общем виде. Необходимо:

  • составить список поисковых запросов, по которым будет отслеживаться продвижение.
  • Определить частоту каждого запроса и суммарную частоту всех запросов списка.
  • При анализе позиций суммировать частоты запросов, по которым ссылка на анализируемый сайт была найдена в ТОП-10 результатов поиска.
  • Доля рынка анализируемого сайта = ( S Top10 / S All ) х 100%, где
    S Top10 — сумма частот запросов, по которым ссылка нашлась в ТОП-10,
    SAll — сумма частот всех запросов, по которым проверяется видимость.

Дополнительными показателями продвижения служат:

  • Количество ссылок, найденных в диапазоне ТОП-10.
  • Количество ссылок, найденных в диапазоне ТОП 11-50.

Приведенный пример и алгоритм — базовые. Возможности макроса этим не исчерпываются. В зависимости от задач, с его помощью можно анализировать:

  • Видимость не только одного сайта, но и любой группы сайтов, как по отдельности, так и совместно.
  • Видимость в динамике, т.е. оценивать временные изменения позиций и доли рынка для отдельного сайта, так и для любой группы.

Эти задачи мы будем разбирать в дальнейшем, здесь же необходимо сразу сказать о двух допущениях.

Допущения

Предполагается, что отношения частот запросов в разных поисковых системах — одинаковые. Это дает возможность данные о частотах, полученных с помощью одной системы, применять для всех. Так, в приведенном примере взяты данные Яндекса, но они же используются для Рамблера, Апорта и Google. При этом не учитывается, что посещаемость систем разная. На основании этого допущения, вместо частот Яндекса можно использовать, например, и данные Рамблера.

Второе допущение касается непосредственно Яндекса. Данные о частотах поисковых запросов можно получить в Яндекс.Директе, но этот сервис показывает не реальную частоту запроса, а цифру, в полтора раза большую. В качестве причины для ввода такого коэффициента Яндекс приводит следующее соображение: каждый второй пользователь переходит на вторую страницу с результатами поиска. Объявления Директа показываются и на ней, а сервис подбора слов для контекстной рекламы предназначен для оценки все-таки количества показов рекламы, а не подсчета частот для оптимизации.

Мы не стали проводить обратное преобразование, поэтому в качестве частоты запроса в приведенном сегодня примере используется цифра, которую показывает Яндекс, а не реальная частота, которая в 1,5 раза меньше. Так как доля рынка оценивается как отношение двух частот, коэффициент 1,5, применяемый к обеим, не влияет на конечный результат.

Оценка эффективности SEO

Таким образом, при наличии утвержденного списка запросов, по которым отслеживается продвижение сайта, эффективность SEO определяется по трем показателям.

  • Количеству ссылок в диапазоне ТОП 10.
  • Количеству ссылок в диапазоне ТОП 11-50.
  • Доле рынка в каждой из поисковых систем.

Сравнение долей рынка на разных этапах продвижения — отличный метод оценки. При стандартном комплексе работ доля рынка должна стабильно расти в течение полугода, времени, которое обычно отводится на оптимизацию.

Как вы заметили, предложенный метод оценки — технический и зависит от исходных данных — количества анализируемых для продвижения запросов и их частот.

В погоне за процентами можно в качестве цели для продвижения рассматривать один запрос, и, достигнув топа, получить долю рынка равную 100%. Это, конечно, преувеличение, но очень распространена техника, когда веб-мастер выбирает 3-5 жирных (высокочастотных) запросов и сосредоточивается только на них, оставляя за бортом десятки запросов с меньшими частотами, хотя они намного более точно подходят для сайта.

Другой крайний вариант, когда, чтобы избежать возможной неудачи, в качестве цели для продвижения берутся только низкочастотные запросы, продвижение по которым из-за отсутствия конкурентов проблем не представляет. Итог — результат снова 100%-ный, а посетителей почти нет.

В практике я несколько раз встречался с ситуацией, когда веб-мастер собирался продвигать сайт по запросам с нулевой частотой. Правильный подбор словосочетаний для продвижения — очень важная задача.





Возможно вас заинтересует:

Все об интернет-рекламе

Новое на сайте

2016-06-05,04:35 | Все материалы

Статьи